М. Урманчеева. "Основные этапы обучения импровизации на фортепиано"
«Сегодня мы учим фортепианную пьесу не так как обычно. Мы учим ее без нот!»
Этой фразой можно начинать обучение импровизации на фортепиано. Освоение пьес таким способом открывает новые пути обучения и ставит иные задачи по сравнению с уроком, в основе которого лежит игра по нотам.
Для обучения импровизации особенно подходят пьесы малых форм, которые показательны для той или иной гармонической модели.
Конкретными заданиями в процессе обучения импровизации могут быть:
- точное слышание;
- имитация услышанного как основа для импровизационных преобразований и собственных идей;
- выбор отдельных музыкальных мотивов и их анализ;
- сравнение собственных звуковых представлений с предлагаемыми вариантами и их воплощение на фортепиано;
- знакомство с принципами построения формы;
- запись отдельных мотивов;
- письменная фиксация развернутых музыкальных построений.
1.1. Каданс I – V
Необходимым условием для обучения импровизации в рамках классико-романтической стилистики является умение играть аккорды и кадансы. Опыт показывает, что первые шаги в игре аккордов целесообразно делать на основе простых песен. Благодаря это вырабатывается умение воспринимать аккорды в неразрывном единстве с мелодической составляющей музыкальных произведений, а также ощущение формы, что также является условием для обучения импровизации. Поскольку гармония многих песен ограничивается чередованием I и Vступеней, для начала будет достаточно поиграть упражнения, построенные на аккордах этих ступеней.
Играть трех- и четырехзвучные аккорды I и Vступеней левой рукой в различных тональностях:
Играть трех- и четырехзвучные аккорды Iи V ступеней правой рукой в различных тональностях:
Играть аккорды аутентического канадса двумя руками в различных тональностях:
Используя аккорды I и V ступеней, учащийся может методом проб и ошибок подобрать правильные аккорды для аккомпанемента. В начале целесообразно поиграть только мелодию известной песни, подключая затем аккордовое сопровождение. Левая рука при этом играет аккорды на сильную долю:
Играть в различных тональностях:
«Веселые тирольцы»
1.2.1. Варианты аккомпанемента
Изменяя фактуру аккомпанемента, можно исполнять одну и ту же пьесу с различными вариантами партии левой руки. Необходимо сначала выучить левую руку отдельно, и только после этого исполнять двумя руками.
Простой аккомпанемент к песням танцевального характера на ¾:
Аккомпанемент с разложенным трезвучием:
Уже на начальной стадии обучения учащийся может самостоятельно придумывать мелодии, построенные по тонам трезвучий Iи V ступеней. При этом следует:
- исполнять мелодию ровными четвертями;
- использовать звуки так, чтобы при этом позиция руки на клавиатуре не менялась.
Пример:
Взаимосвязь движения мелодии и баса
Если в мелодии появляется терцовый тон трезвучия (как в 3 такте предыдущего примера), то в басу должен быть основной или квинтовый тон:
Квинтовый тон
Основной тон
Песня «Пустите меня к Лу» (Skip to my Lou) – хороший пример образования мелодии по тонам трезвучий. Здесь также следует обратить внимание на взаимосвязь движения мелодии и баса:
Упрощенный вариант аккомпанемента:
Задание: придумать свою мелодию на ритм песни «Пустите меня к Лоу»
Пример:
Посредством аккордовых упражнений на песенном материале должно естественным образом развиться чувство восьмитактового периода. Если период состоит из двух четырыхтактовых предложений, то важно обратить внимание на окончания каждого из них. Здесь снова можно вспомнить тему «Веселые тирольцы», где мелодия в 5-м такте оканчивается на квинту, а в 8-м такте – на основном тоне. Из этого можно вывести правило для 8-тактового периода:
Как правило, мелодия заканчивается в 4-м такте на терцию или квинту, а в 8-м такте – на основном тоне
Пример:
Расширить фактуру можно посредством обращений трезвучий и четырехзвучных аккордов. Для облегчения задачи на начальном этапе можно поучить обращения отдельно правой рукой, а затем подключить левую руку: сначала просто брать аккорд на сильную долю такта, потом перейти к уже знакомому вальсовому аккомпанементу.
Пример:
Игра разложенных аккордов в широком диапазоне
Расширяя диапазон, можно достичь разнообразных возможностей для образования мелодии. Одну из таких возможностей представляет собой разложение аккордов в восходящем или нисходящем движении
Пример:
Для развития чувства ритмически структурированной мелодии полезно импровизировать мелодии на заданные ритмические рисунки. Вначале следует их строго придерживаться по время игры. Заданный ритм облегчает обучающемуся задачу, давая ему возможность целиком сконцентрироваться на мелодической линии.
Для развития уверенной игры во всех тональностях необходимо как можно больше транспонировать упражнения.
Задание: продолжить примеры, сочиняя мелодию на заданный ритм.
С сильной доли
С затакта
С повторяющимися нотами
Образование мелодии при помощи вспомогательных, проходящих и задержанных нот
Сознательное использование вспомогательных, проходящих и задержанных нот обогащает мелодику.
Вспомогательные ноты образуются посредством замены аккордового звука соседним диатоническим или хроматическим звуком. Как правило, они играются на слабую долю:
Проходящие ноты соединяют два аккордового звука одной и той же гармонии:
Задержанные ноты располагаются одной ступенью выше или ниже аккордового звука. Задержание может быть как диатоническим, так и хроматическим, оно всегда приходится на сильную долю такта:
Задание: найти мелодические обороты на заданный ритм, используя сначала звуки трезвучий и вспомогательные ноты, потом звуки трезвучий и проходящие ноты, и наконец звуки трезвучий вместе с задержанными нотами:
Материалом для заданий следующей главы служит чешская народная песня «Аннушка»:
После того как основные составные элементы этой песни будут проработаны, для учащегося не составит труда ее проиграть. Как же построена эта мелодия? Какие композиционные средства в ней используются?