Жюри - 2024
ЕКАТЕРИНА МУРИНА
Фортепиано.
Профессор, Народная артистка России.
Родилась в Ленинграде в семье потомственных музыкантов. Окончила Ленинградскую консерваторию (1961 г.) и аспирантуру (1964 г.). Её педагогом и творческим наставником был один из лучших концертирующих пианистов того времени, Народный артист СССР Павел Серебряков. Во время учёбы в Консерватории Екатерина Мурина стала лауреатом Всесоюзного, Всесоюзного и международных (Вена, 1959; Великобритания, 1963) конкурсов.
Первая исполнительница многих сочинений ленинградских композиторов: Ю.Фалика, В.Гаврилина, Б.Тищенко, Г.Белова, В.Успенского и др.
Профессор Е.А. Мурина в течение многих лет возглавляет кафедру специального фортепиано в Санкт-Петербургской консерватории. Воспитала целую плеяду пианистов – лауреатов многих конкурсов. Проводит мастер-классы в Германии, Великобритании, Финляндии, Южной Корее, Китае. Является членом жюри различных международных конкурсов, а также организатором Конкурса юных пианистов имени П.А.Серебрякова.
Е.А. Мурина много и успешно концертирует в России и за рубежом. На её счету сотни выступлений с сольными концертами и с оркестрами. Сотрудничала с такими дирижерами, как К.Кондрашин, А.Янсонс, М.Янсонс, Н.Рабинович, Г.Рождественский, Б.Хайкин, К.Зандерлинг, Э.Грикуров, А.Дмитриев, Р.Мартынов, В.Чернушенко, А.Анисимов, А.Аниханов, В.Зива, Ш.Брюк, Г.Граф, Б.Колдмен и др.
СЕРГЕЙ НАЙДА
(Германия)
Тенор.
Сергей Найда родился в Улан-Удэ. Окончил Московскую консерваторию (класс народной артистки СССР, профессора Ирины Архиповой и профессора Зураба Соткилавы. В 1993 году победил на Международном конкурсе имени Марио дель Монако, после чего получил приглашение в оперную труппу Мариинского театра, постоянным артистом которого он являлся до 1999 года, и в котором он выступает по настоящее время.
Неоднократно принимал и принимает участие в различных проектах Мариинского и Большого театров, осуществляемых , под руководством Валерия Гергиева. Ведущий солист Немецкой оперы в Берлине и Новой оперы Израиля в Тель-Авиве. Регулярно участвует в постановках ведущих оперных театров мира, такие как Метрополитан Опера Нью-Йорк, театр Муниципал в Сантьяго, Национальная опера Лиона, Монпелье, театр Капитолий в Тулузе, театр Массимо в Палермо, театр Реал в Мадриде, театр Лисео в Барселоне, Концерт Гебау в Амстердаме, оперный театр в Роттердаме, Национальная опера Сеула, Национальная Опера Токио и другие известные концертные площадки. Почетный председатель вокального жюри Международных конкурсов имени Ф.Шопена и С.В.Рахманинова. В 2018 основал Вокальную академию в Берлине, где является художественным руководителем, проводит вокальные стажировки и мастер классы для оперных певцов в России и Европе
КРИСТИАН КНАПП
(США)
Дирижер.
Американский дирижер Кристиан Кнапп учился в Консерватории Новой Англии (Бостон) как пианист и в университете Тафтса (Сомервилл и Медфорд) на философском отделении, получив степени бакалавра по обеим специальностям. Дирижирование осваивал в Музыкальной академии Киджи (Сиена, Италия) у Юрия Темирканова и Мюнг-Вун Чунга, затем – в Петербургской консерватории у патриарха петербургской дирижерской школы Ильи Мусина и Леонида Корчмара.
Дирижерскую карьеру начал в 2000 году в экспериментальном лондонском театре Брумхилл-опера, активно поддерживал открытие филиала этого театра в ЮАР. В разные годы Кнапп сотрудничал с Английской национальной оперой, Оперным театром Сиэтла, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Оркестром Королевской филармонии Ливерпуля, Национальным симфоническим оркестром Литвы, симфоническими оркестрами Сиэтла, Балтимора, Хьюстона, Индианаполиса и другими коллективами.
Кристиан Кнапп охотно исполняет современную музыку. В его репертуаре – сочинения Пьера Булеза, Джона Адамса, Джорджа Крама, Кайи Саариахо, Дьёрдя Лигети, Паскаля Дюсапена, Карлхайнца Штокхаузена и других композиторов XX–XXI веков. В 2005 под управлением Кнаппа впервые прозвучала опера американского композитора Пола Дрешера «Тиран». Дирижер работает с молодыми музыкальными коллективами, среди которых – нью-йоркский Международный современный ансамбль (ICE). С этим ансамблем Кнапп в 2006 году на фестивале Mostly Mozart в Нью-Йорке провел американскую премьеру композиции Магнуса Линдберга «Зона».
В феврале 2011 года Кристиан Кнапп дебютировал в Мариинском театре с оперой Рихарда Штрауса «Электра».
С тех пор он дирижирует оперными и балетными спектаклями, преимущественно западного репертуара. В Мариинском театре под его управлением звучат оперы «Дон Жуан», «Так поступают все», «Аттила», «Сила судьбы», «Дон Карлос», «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад», «Симон Бокканегра», «Аида», Реквием Верди, «Фальстаф», «Богема», «Тоска», «Девушка с Запада», «Турандот», «Адриана Лекуврёр», «Фауст», «Самсон и Далила», «Кармен», «Сказки Гофмана», «Бенвенуто Челлини», «Троянцы», «Лакме» (концертное исполнение), «Дон Кихот», «Вертер» (концертное исполнение), «Пеллеас и Мелизанда», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов», «Парсифаль», «Саломея», «Электра», «Ариадна на Наксосе», «Женщина без тени», «Гензель и Гретель», «Средство Макропулоса», «Русалка» (Дворжака), «Ночь перед рождеством», «Соловей», «Идиот», проходят разнообразные концертные программы, в том числе цикл из всех симфоний Бетховена.
ИГОРЬ ПОНОМАРЕНКО
Дирижёр.
Игорь Пономаренко — композитор, дирижер, аранжировщик, солист-инструменталист (домра-альт), автор многочисленных музыкальных проектов, основатель и художественный руководитель ансамбля «Терем-квартет» (1986–2000 гг.), Двойного дуэта Ма.Гр.Иг.Ал. (2000 г.), создатель, художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра IP Orchestra.
Природный талант, большой творческий потенциал, активная жизненная позиция, неординарное мышление и блестящее академическое образование, полученное в Санкт-Петербургской государственной консерватории (класс домры проф. И. И. Шитенкова 1982–1989) позволили Игорю Леонидовичу осуществить оригинальные проекты, жизнеспособность которых уже проверена временем и подтверждается успехом созданных музыкантом ансамблей, работающих на мировом уровне и признанием недавно созданного им симфонического оркестра, который сразу же был приглашен для участия в престижных российских проектах — Санкт-Петербургском международном кинофоруме, праздновании 65-летия Победы в Великой отечественной войне.
За свою творческую карьеру Игорь Леонидович Пономаренко принимал участие в многочисленных фестивалях, записал более 20 дисков с различными программами и дал более четырех тысяч концертов в известнейших концертных залах мира!
С 2015 года — дирижер Губернаторского Симфонического оркестра, входящего в состав Центра музыкальной культуры «Чайковский».
АТАНАС КУРТЕВ
(Болгария)
Фортепиано.
Академик, Профессор, Доктор искусствоведения.
Вырос в семье с богатыми музыкальными традициями. Высшее музыкальное образование получил в Национальной музыкальной академии им. Панчо Владигерова в классе проф.Лили Атанасовой и затем, с отличием, закончил Консерваторию им. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, в классе проф. Павла Серебрякова. Через несколько лет – с отличием Консерваторию им. Королевы Eлизаветы в Брюсселе в классе проф. Эдуардо дель Пуейо. Затем следуют специализации в Венгрии у Дьорда Шебека и Пала Кадоши и во Франции - в классе Ивон Лефебюр.
Защитил докторскую диссертацию по теме "Проблемы исполнительского ритма и агогики в клавирном творчестве Скрябина". Позже защитил профессуру на кафедре фортепиано в Национальной академии им. Панчо Владигерова , преподавал клавирную стилистику в Университете им. Епископа Константина Преславского в городе Шумене, с 2011г. - член Болгарской Академии науки и искусств.
Атанас Куртев дал более 1200 концертов в Болгарии и в 30 странах Европы, Азии, Африки, Японии, Латинской Америки. Среди них свыше 150 исполнений в качестве солиста симфонических оркестров, в том числе в Большом зале Берлинской филармонии, в Большом, Малом и зале Рахманинова Московской консерватории, Императорской Капелле и зале филармонии в Санкт-Петербурге, в 12 концертных залах Санкт-Петербурга, в Топан-зале Токио, Зале И.Брамса в Вене, в Большом зале имени Микеланжели в Больцано и многих других престижных залах мира. Работал с известными болгарскими и иностранными дирижерами, такими как В.Стефанов, А.Владигеров, А.Найденов, Р.Бояджиева, И.Вульпе, Д.Манолов, Й.Дафов, И.Маринов, Г.Димитров, С.Ушев, И.Кожухаров, Г.Чемширов, Р.Байраков, Ф.Ламбев, Д.Ненов, Д.Караминков, К.Захариев, Т.Майер, С.Коган, И.Салачи, Ж.Тимис, Г.Кортезе, М.Чекирдан, М.Смолий, А.Панайотопулос, Р.Канети, Н.Гуерини, С.Мьолер, Й.Майсл, А.Хургин, В.Халилов и многими другими.
Его исполнительское искусство представлено граммофонными пластинками, компакт-дисками, семью телевизионными фильмами-концертами, более 100 аудио и видеозаписями на Национальном радио и телевидении Болгарии, множеством записей за рубежом. Атанас Куртев является первым в Болгарии исполнителем более 50 произведений.
Отмечен множеством наград, среди которых такие, как Медаль Скрябина, Медаль Николая Рериха; В 2023 году Президентом Республики Болгария награждён Орденом "Стара планина" за особые заслуги в области культуры и искусства
ОЛЬГА ТРИФОНОВА
Сопрано.
Заслуженная артистка Российской Федерации.
Ольга Трифонова родилась в Ленинграде. В 1998 году окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (класс Валентины Гаген). В 1994 году дебютировала на сцене Мариинского театра в партии Барбарины («Свадьба Фигаро»).
Репертуар в Мариинском театре:
Антонида («Жизнь за царя»), Людмила («Руслан и Людмила»), Ксения («Борис Годунов»), Прилепа («Пиковая дама»), Снегурочка («Снегурочка»), Волхова («Садко»), Марфа («Царская невеста»), Оксана («Ночь перед Рождеством»), Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане»), Сирин («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»), Шемаханская царица («Золотой петушок»), Соловей («Соловей»), Луиза («Обручение в монастыре»), Хохлакова («Братья Карамазовы»), Розина («Севильский цирюльник»), Лючия («Лючия ди Ламмермур»), Амина («Сомнамбула»), Джильда («Риголетто»), Оскар («Бал-маскарад»), Голос с неба («Дон Карлос»), Наннетта («Фальстаф»), Памина («Волшебная флейта») и др.
Ольга Трифонова выступает на лучших оперных сценах мира. В 1998 году она дебютировала на Зальцбургском фестивале в партии Волшебной девы Клингзора («Парсифаль»), в 1999-м исполнила партию Прилепы («Пиковая дама») на сцене Метрополитен-оперы, а в 2000 году – партию Оскара («Бал-Маскарад») на сцене Оперы Пармы и партию Фиакермилле на сцене театра Шатле (Париж). Также среди партий, исполненных Ольгой Трифоновой на международных оперных сценах, – Марфа («Царская невеста»; 2003, Театр Бордо), Джильда («Риголетто»; 2005, Уэльская национальная опера), Наннетта («Фальстаф»; 2006–2007, Вашингтонская опера) и Мюзетта («Богемa»; 2007, Баден-Баден).
Летом 2003 года Ольга Трифонова участвовала в постановке оперы «Царская невеста» в театре Шатле (режиссер Т. Чхеидзе).
Ольга Трифонова выступала с дирижерами Робертом Крафтом, Кристофом фон Донаньи, Пласидо Доминго, Хансом Графом, Кентом Нагано, Даниэлем Райскиным, Юрием Темиркановым и Майклом Тилсоном Томасом.Также певица участвовала в съемках фильма Т. Палмера «Парсифаль» совместно со звездами мировой оперной сцены Пласидо Доминго, Виолеттой Урмана, Мати Салминеном и Николаем Путилиным.
При участии Ольги Трифоновой созданы аудиозаписи опер «Соловей» (Лондонский филармонический оркестр под управлением Роберта Крафта) и «Борис Годунов» (Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева).
ОЛЬГА ШАЙХУДИНОВА
Фортепиано.
Родилась в Ленинграде в семье музыкантов. Выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории. Обладатель Гран При и Лауреат Международных и Всероссийских конкурсов как сольное фортепиано и фортепиано в составе камерных ансамблей, так же неоднократно удостаивалась дипломами лучшего концертмейстера конкурсов.
С 1997-2004 работала концертмейстером оперной труппы Мариинского театра. Сотрудничала с такими вокалистами, как Пласидо Доминго, Томас Хэмпсон, Галина Горчакова, Анна Нетребко и др. Принимала участие в мастер-классах Галины Вишневской, Тамары Синявской, Елены Образцовой, Александрины Милчевой, Матти Пальма и др.
С 1999 по 2004 была солисткой Молодежного оркестра Мариинского театра. С 2004 по настоящее время- солистка Большого симфонического оркестра Мариинского театра. С 2008 года - артистический директор и член жюри Международного конкурса музыки им. Сергея Рахманинова, с 2010 года - артистический директор и член жюри Международного конкурса имени Фредерика Шопена. В 2012 была приглашена в состав жюри конкурса юных музыкантов памяти Е.Мравинского. С 2013 года организатор и член жюри, с 2019 почетный председатель комиссии ежегодного Международного музыкального конкурса World Music Art в Хельсинки (Финляндия). Выступает с благотворительными концертами на концертных площадках России.
В 2012 году была награждена почетной грамотой за высокие достижения в области культуры Санкт-Петербурга. В 2013 году награждена специальной премией за лучшую работу организатора исполнительских искусств и удостоена дипломом за высокое художественное значение деятельности музыканта (Рим, Италия).
АНДРЕЙ СЛАВНЫЙ
Баритон.
Доцент кафедры камерного пения Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
Родился в 1963 году. Окончил Ленинградскую консерваторию по специальностям хоровое дирижирование (у А.Никлусова, 1987г.) и сольное пение (у Е.Громовой и И.Алексеева, 1990г.); прошел ассистентуру-стажировку у К.Плужникова (1993). В течение трех лет учился на фортепианном факультете (у Л.Вагиной). Занимался немецкой песней в Зальцбурге у М.Шираи и Х.Хеля. Лауреат Всесоюзного конкурса им. Глинки (2-я премия, 1989), и Международного конкурса им. Дворжака (1-я премия,1989). На сцене Мариинского театра исполнил партии Фигаро («Севильский цирюльник»), Веденецкого гостя («Садко»), Королевича («Кащей бессмертный»), Сказочника («История Кая и Герды» Баневича), Принца Ямадори («Мадам Баттерфляй») и др.
За годы своей творческой деятельности более 90-раз выходил на сцены Большого и Малого залов Петербургской филармонии с сольными программами и как исполнитель произведений кантатно-ораториального жанра. Многократно участвовал на сцене Большого зала филармонии в исполнении Рождественской оратории Баха, оратории «Сотворение мира» Гайдна. Особое место в творчестве, занимают произведения Малера и вокальные сочинения французских композиторов 20 века. Обладает камерным репертуаром, насчитывающим свыше 1000 произведений русской и западной классики, сочинений современных авторов, многие из которых написаны специально для него. Ведет интенсивную концертную деятельность, выступал в городах России, Латвии, Норвегии, Дании, США, Финляндии, Италии, Франции, Бельгии, Германии, Чехии
Осуществил запись множества CD. Имеет многочисленные записи на радио и телевидении Санкт-Петербурга, в том числе: песни Шуберта, Вольфа, романсы Варламова, Гурилева, Глинки, Рахманинова; дуэты Чайковского (с Е. Миртовой).
Неоднократно был членом жюри Международного конкурса музыки С.В. Рахманинова в Санкт-Петербурге.
С 2010 года, ведет камерный класс на Кафедре сольного пения Института музыки театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Более 20 студентов в разные годы стали лауреатами и дипломантами различных вокальных конкурсов.
ЛЮДМИЛА СКАФТЫМОВА
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Профессор, Доктор искусствоведения.
Окончила Ленинградскую консерваторию в 1968 году по классу профессора Е.М.Орловой и аспирантуру в 1971 году. С этого времени начинается педагогическая деятельность ее в консерватории. С 1999 году является также профессором РГПУ им. А.И.Герцена.
Вице-президент Рахманиновского общества России (Москва), организатор Ежегодных музыкальных собраний в СПб консерватории, член редколлегии по изданию трудов выдающегося литературоведа А.П.Скафтымова, постоянный участник ежегодных Международных скафтымовских чтений (город Саратов). Людмила Скафтымова – одна из известных в нашей стране и за рубежом (США, Корея, Китай) исследователей и пропагандистов творчества С.В. Рахманинова, участник всех Международных конференций, посвященных композитору, проходящих в нашей стране (МГК им. П.И. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, Рахманиновское общество России (Москва), СПб консерватория РГПУ им. А.И Герцена, гг. Ростов, Тамбов, Воронеж, Харьков, а также член жюри всех рахманиновских конкурсов, проходящих в Петербурге, и Фестивалей молодых музыкантов «Дни Рахманинова в Москве».
Круг научных интересов прежде всего связан с творчеством Рахманинова, а также других русских композиторов – Глинкой, Римским-Корсаковым, Чайковским, Танеевым, Глазуновым, Шостаковичем, Слонимским и другими. Автор более 90 работ. Под руководством Скафтымовой защищены 7 кандидатских и одна докторская диссертации.
В 1974-1989 гг. - Зам. председателя Научно-методического совета по литературе и искусству при обществе «Знание». Награждена Почетными и благодарственными грамотами за активную просветительскую деятельность; за участие в многочисленных шефских концертах награждена значком ЦК профсоюзов «За культурное шефство над Вооруженными силами СССР». Регулярны ее выступления перед концертами в Капелле им. М.И. Глинки, Большом и Малом залах консерватории, Филармонии, а также с публичными лекциями (1973-1994) в СПб, Ленинградской области, Саратове, Ярославле, Пскове и других. городах.
Базовый курс истории русской музыки в ее классе проходили студенты, ставшие впоследствии крупными деятелями отечественной культуры: народные артисты СССР и России Л. Шевченко, И. Колпакова, Н. Кургапкина, Г. Комлева, А. Стеблянко, Г. Беззубенков, С. Стадлер, Ю. Лаптев, В. Зива, В. Хлебников, заслуженный деятель искусств И. Корнелюк и многие другие.